Отлично. Флаг не роняю - продолжаю писАть! Если бы делать полноценную статью - то уже была бы куча фотографий и т.п. ибо человек, как существо, 70% информации воспринимает глазами. Но мы будем всё описывать, дабы оставить простор для мысли и творчества, не загоняя читателей в мои рамки и мои стандарты.
3.2. Перенос рисунка на текстолит.
Здесь, наверное, получится "каша", но постараюсь соблюсти этапность...
3.2.1. Подготовка текстолита.
Итак, мы нашли двусторонне фольгированный текстолит. Реже попадается сразу односторонне фольгированный. Короче, какую-то "хрень в фольге" мы нашли.
Теперь нам надо отрезать ножницами по металлу такой кусок текстолита, чтобы он был длиньше и шире задуманной платы на 1-2-3мм. В принципе, можно резать "в ноля", но тогда замучаетесь позиционировать рисунок с дорожками, да и края платы получатся хуже, т.к. они менее прогреваемы при переводе рисунка.
После резания, мы видим загнутые непотребно края будущей платы. С включением всей своей фантазии, текстолит делаем как можно более ровным. Это очень важно.
Далее, с грустью смотрим на поверхность, медную. Хорошо, если она розовая как поросёнок, хуже - когда в пятнах и разводах.
В любом случае, берём шкурку зернистостью 1500-2000 и надраиваем медь так, чтобы поверхность стала однородно-розовой. Шкурим во всех направлениях, по кругу и т.д. Главное, чтобы не было ярко выраженного направления шкурения. Ну и чтобы медь тоже осталась Без фанатизма, в общем...
Берём раствор аммиака (аптечный), ватку и начинаем протирать зачищенную медь. Ватка начнёт синеть, а медь тускнеть. Трём минуты 2-3.
Далее аккуратно удаляем все ворсинки от ваты с меди. Медь руками не лапать!
Добавлено (21.02.2011, 09:00)
---------------------------------------------
3.2.2. Непосредственно перенос рисунка.
Для этого нам понадобится утюг, желательно советский, потяжелее.
Помимо этого, надо найти ровненький кусок ДСП, или любой другой материал, переносящий температуру в 150-160 градусов и салфетки.
Итак, включаем утюг, и выставляем температуру такой, когда положенный на его подошву рисунок с дорожками (тонером вверх) заблестит. У меня это в районе 140-150 градусов. Температуру меряем китайским тестером с термопарой.
На сложенную вчетверо салфетку или на их стопку высотой 4-5мм кладём подготовленный текстолит фольгой вверх. Данная "подушка" будет играть роль выравнивателя платы и равномерно прижимать её к утюгу. Накрываем текстолит ещё одной салфеткой и ставим сверху утюг на пару-тройку минут.
За это время практически в границы нарисованной платы вырезаем ещё один шаблон с "хвостиком" по короткой стороне - дабы за него браться при дальнейшей работе.
Снимаем утюг и тут же аккуратно прикладываем свежевырезанный рисунок дорожек тонером на плату, легонько притирая рисунок к плате ватной палочкой, дабы он прилип к фольге. Затем снова накрываем салфеткой и ставим сверху утюг. Выдерживаем минут 4-5, можно больше. Можно также немного пригрузить утюг чем-либо (если он лёгкий), чтобы улучшить теплопередачу. Главное - не елозить утюгом по рисунку. Иначе дорожки расплывутся.
Снимаем утюг и даём плате спокойно остыть. Включаем тёплую воду, можно и в чайнике подогреть, и кидаем в неё остывшую плату, дабы бумага размокла.
Если печатаем на подложке от самоклейки - вода не нужна! Подложка сама будет неплохо отходить. Только отдирать её надо неспеша, потихоньку. Лучше взять иголку 1-1,5мм и с её помощью отслаивать подложку от текстолита. Т.е. использовать иголку как "каток" между подложкой и текстолитом. Думаю понятно, как это.
После того, как бумага минут 10 разбухает, начинаем лёгкими движениями подушечки большого пальца скатывать её под струёй тёплой воды до полного удаления. Торопиться не стоит.
После того, как удалили бумагу, смотрим получившийся рисунок на предмет косяков. Просматривать лучше "на мокрую", т.к. при высыхании у нас на тонере останутся белёсые частички покрытия мелованной бумаги. Нам они ничем не грозят при последующем травлении, а вот для визуальной оценки качества переноса могут мешать.
Если что-то не устраивает, берём вату, ацетон и стираем нанесённый рисунок. Если устраивает - то приступаем к травлению.
3.3. Травление.
Есть множество рецептов травления плат, но мы рассмотрим наиболее распространённый.
Травление в хлорном железе (ХЖ).
Само ХЖ можно купить либо в специализированном магазине, либо на рынке в краснооктябрьском районе Волгограда.
Раствор готовится по рекомендованной рецептуре. Честно, я уже и не помню как я его делал, но получалось где-то на 0,5л воды грамм 100-150 ХЖ. Кому надо - посмотрите в интернете - информации там просто уйма.
Мой раствор жив и по сей день (а ему около года), главное, при новом травлении не "шарахать" весь имеющийся раствор в ёмкость для травления, т.к. на дне собирается осадок в виде вытравленной ранее меди, а она нам не нужна.
Хранить раствор нужно в закрытой ёмкости и в тёмном месте.
Если плата у нас мелкая, около 50х50мм, то самым оптимальным вариантом травления будет её плавание по поверхности раствора. Это достигается приклейкой платы двусторонним скотчем к крышке от платсиковой бутылки. Надо будет лишь периодически посматривать на результаты травления.
Если больше - то в свободном месте платы сверлим отверстие, продеваем нитку, и дёргая за неё, перемещаем плату вверх-вниз-да_как_угодно в растворе.
Сам раствор лучше подогревать на водяной бане градусов до 50-60. Тогда травление идёт интенсивней.
В общем, травление мелких плат занимает 4-5 минут, бОльших - минут 5-7-10. Всё зависит от состояния раствора и его температуры.
Всё, плата вытравлена.
Добавлено (21.02.2011, 09:14)
---------------------------------------------
3.4. Сверловка.
После того, как плата вытравлена нормально, надо сверлить отверстия под выводные детали. Тонер не удаляем!!!
Как помните, мы оставили в контактных площадках отверстия 0,3-0,4мм. Это уже достаточно для центровки сверла, но для гарантии, надо эти отверстия наколоть шилом или толстой иглой.
Ну а сверлить - тут уж кто во что горазд. Я своей эл.дрелью 220В спокойно сверлил "с руки" отверстия 0,5мм. Плату при этом зажимал в тисочках в вертикальном положении.
После сверления всех отверстий, вручную сврлом 2-3мм удаляю заусенцы как со стороны меди, так и со стороны текстолита.
После сверловки, плату можно отложить до "лучших времён", т.е. когда захотим паять,
а если уж паять будем "прям щас" - то опять ацетон+вата=удаление тонера.
Вот для чего тонер надо оставлять до начала пайки - он не даст медным дорожкам окислиться.
Затем лужение дорожек, пайка деталей и т.д.
На этом изготовление плат в домашних условиях закончено.
Если есть вопросы - задавайте.