На глаза попалась страничка : http://www.airbase.ru/crashes/mig29/
Стал пробегать глазами и не мог понять, как же так - кто-то собрал такую подробную информацию, а об одной катастрофе не упомянул.
Стал искать сам, должно же быть упоминание, хоть где-нибудь...
Нашел. Скупая сточка: "В декабре 1987 года, недалеко от г.Ивано-Франковск разбился МИГ-29УБ, самолет пилотировали командир авиационной эскадрильи подполковник Панин и заместитель командира эскадрильи майор Щебренко. Причина авиакатастрофы - ошибка в пилотировании". Да и ещё раз упоминается в 2004 году, что осквернен памятник пилотам, разбит барельеф с их портретами, а киль самолета, по традиции установленный на месте гибели пилотов, вскрыт..распорот дюраль.
Всё было не так..совсем не так... Панин был обречен, хоть и не знал, не понимал этого, как не понимал и я, в тот момент, когда Панин "запрограммировал" себя , когда как выяснилось себя обрек...Добавлено (12.09.2013, 10:54)
---------------------------------------------
В 1987 году я служил в 145 ИАП (истрибительном авиационном полку) лётчиком 3-го класса , был ещё зелёным лейтенантом. Это был период, когда первые строевые части переучивались на МИГ-29. Первыми вылетали на новом типе летчики 1-го класса, вылетали после нескольких часов тренировки на тренажёре (сейчас это гордо называется АВИАСИМУЛЯТОРОМ), так как спарок МИГ-29 ещё не было. Но вот появились в части первые МИГ-29УБ и нас, 9 лейтенантов приказным порядком отправили осваивать новую технику. Ну это предыстория...
А все началось в тот момент, когда в зале для брифинга, всех пилотов и руководящий состав собрал командир авиаполка товарищ Смирнов. Он решил провести занятия с личным составом и довести под запись дополнения и изменения в "Курс боевой подготовки истребительной авиации", которые пришли
накануне. Курс подготовки был сверстан давно и не учитывал специфики, маневренности и возможностей МИГ-29, вот эти дополнения и должны были расширить возможности при подготовке пилотов в тех частях, которые уже переучились на МИГ-29. Речь шла об изменениях в нескольких упражнениях, о вводе дополнительных комплексов фигур. Командир зачитывал всё скурпулезно...диктовал короче... а мы записывали. В какой-то момент вбежал дежурный солдатик и передал, что Смирнова вызывают к телефону... Командир полка протягивает эти распечатанные листы бумаги с изменениями сидевшему перед ним командиру 2-й эскадрильи Панину. И сказал, дочитай, осталось немного. И ушёл.
Панин (кажется он был из Москвы...такой надменный..опытный...заслуженный...лишний раз через губу не переплюнет..) взял бумаги и стал зачитывать дальше. Ему досталось озвучить изменения в упражнение по боевому маневрированию (это упражнение предшествовало полетам на маневренные воздушные бои). Читал он медленно..с какой-то ехидной такой интонацией...и одновременно , держа в другой руке модель самолета, демонстрировал нам те самые элементы которые озвучивал... В конце упражнения нужно было выполнить косой переворот и не выводя из крена, по его окончании, а наоборот увеличивая крен повернуть самолет вокруг продольной оси на 270* выполнить вираж с креном 60-70* в противоположную сторону (может даже на форсаже, этого не помню)....
Панин показал как это будет выглядеть...ему пришлось изловчиться, чтоб так вывернуть руку...а потом и говорит:"На этом месте..в момент перекладки в вираж кто-нибудь гробанется (слово там было более конкретное "нае....ся")".
Занятия закончились. Все разошлись и забыли.
С Паниным я не пересекался. А вот Щебренко Иван Васильевич...это мой командир звена, он меня обучал, готовил к самостоятельному вылету на МИГ-29. Отличный лётчик и наставник. Я перенял у него все, что мог успеть за короткое время нашей совместной службы. Но вышло так, что я ввиду юношеского максимализма "не сработался" с командиром ИАП Смирновым - и был направлен для дальнейшего прохождения службы в Мукачевский 92 ИАП.
Буквально через месяц, как я перевелся в Мукачево и произошла катастрофа.
Кто-то может уже догадался, что Панин и Щебренко допустили ошибку именно на той фигуре, в момент перекладки из косого переворота в вираж. Как показала расшифровка черных ящиков (на самом деле они оранжевые) - на больших углах атаки самолет вышел на режим обратной реакции по крену (такова особенность аэродинамики МИГ-29, что на углах атаки около 30* если самолет имеет левый крен,то вывести его из крена можно только отклонением ручки управления в сторону крена... но это противоестественно тем навыкам, что закрепились в процессе каждодневного пилотирования). Оказалось что лётчики среагировали (кстати какраз Панин и летал с ведущим испытателем ОКБ Меницким на ознакомление с этим режимом, он знал как с этим бороться, тогда было модно и испытатели показывали в строевых частях возможности МИГа) , беда в том, что в тот день по заданию они выполняли маневрирование на малой высоте... Среагировали, но высоты не хватило.
Наверно из тех кто слушал, когда зачитывали эти изменения в КБПИА, никто и не вспомнил этот эпизод, а вот мне он врезался в память. Ещё курсантом я тоже себя однажды "запрограммировал" перед полётом (об этом напишу в ветке "из жизни пилотов"), с тех пор понял, что нужно себе всегда давать позитивные установки на полёт, да и по жизни тоже...
Вечная им память...
Они были не первыми...и не последними...кого погубила обратная реакция по крену. Вот пример ещё трех катастроф людей не менее профессиональных.
http://www.testpilot.ru/review/aerouzel/error/victims.htm