Ну, что ж...
Пришли выходные, а значитЬ, и стописят грамм "против начальства"... И желание писАть статьи... Продолжаем пункт4 (а будут ещё несколько экзотических)!...
Как помните, мы остановились на весьма интересном типе (химии, составе и т.п.) аккумулятора: ОСНОВАННОМ НА ЛИТИИ.
Итак, комические куплеты
Как известно, дядя "Литий", это не только "разливающий" с химфака политеха , но также весьма и весьма активный редкоземельный элемент (ну, это из курса школьной химии). Соответственно, как и каждый "активист" из людей - он обладает большой энергией.
Тут его и "ЛЮДЯ" и обуздали: создали несколько типов аккумуляторов на его основе.
Сначала перечислим основные отличия литиевых аккумуляторов от других типов аккумуляторов:
ПЛЮСЫ:
1. мЕньший вес по сравнению с собратьями из Никелевого сообщества. Тут можно долго писАть, но остановимся на констатации этого факта;
2. Практически полное отсутствие "эффекта памяти". Почему "почти"? Могу написать много, но попрошу Вас, читателя, назвать "абсолютно честного" человека из Вашего окружения... Такого среди Ваших знакомых нет? И никто из знакомых в детстве не тырил варенье, конфеты или деньги из кармана папы на "мороженце"?
Так и тут - нет аккумулятора "без памяти", как бы производители не уверяли... Но к этому мы вернёмся ниже.
3. Токи заряда: Эти аккумуляторы первые перешагнули порог заряда, превышающий их ёмкость. Т.е. имея акк 1Ач ёмкостью его можно было заряжать по заверению производителя минимум!!! таким же током, т.е. 1А!!!! И это против Никелевых с их 0,5-0,7 коэффициентом тока заряда от ёмкости...
4. И, наконец, эксплуатация.... У..... Тут столько вкусного!
- Но отметим главный плюс: Токоотдача даже у самых ранних версий была СРАЗУ за 15-20 ёмкостей гарантированно! Т.е. акк ёмкостью в 1Ач запросто в пике отдавал 15-20А.
Представляете кайф для самолётчиков на супер-лёгких моделях??? С учётом низкого веса!
ТЕПЕРЬ МИНУСЫ:
1. Не любят "мороза". Тут спорный момент, что они любят... Лично у меня за год интенсивной эксплуатации ничего не "вздулось", не "потеряло ёмкость"... Ну, об этом потом, в заключительной главе " Опыт эксплуатации".
2. Крайне не терпимы к ПЕРЕРАЗРЯДУ. Тут каждый производитель пишет свои критерии, коим надо следовать БЕЗУКОРИЗНЕННО, если не хотите себе геморрой или "приключения на седалище".
3. Для долгой и счастливой их жизни нуна их заряжать в режиме баланса (балансира), т.е. следить за напряжением КАЖДОГО аккумулятоа в спайке.
4. У них, как правило, "мягкая" оболочка - т.е. будьте аккуратней при гонках/столкновениях, полётах/крашах. Иначе - фейерверк. Опишу потом, что да как.
5. Необходимость использования "умной" зарядки. Это факт. "На коленке" его зарядить не получится.
В общем, литиевые аккумуляторы отличаются лишь несколькими функциями:
- токи заряда/разряда;
- весом;
- критичностью к температуре.
Но мы это потом рассмотрим.
Вот такие есть сейчас ТИПЫ аккумуляторов на потребительском рынке.
ДАЛЬШЕ - ОПИСАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАЖДОГО ИЗ НИХ!
Добавлено (17.12.2010, 20:55)
---------------------------------------------
Ну, насчёт следующей темы - эксплуатации, я конечно, погрячился....
"Свинец" не рассматриваем, ибо не эксплуатируем нами.
Ща будет рассказ про заряд оных, и про зарядки для них... (надеюсь, слэнг уже освоили? )
Итак, мы купили аккумулятор(ы)... Чем, и самое главное, КАК их заряжать???
Р-Е-Ж-И-М-Ы:
1. Кадмий.
Здесь, как принято, "скорость - враг лучшего".
Режим заряда считается просто:
Ёмкость_аккумулятора/десять=ток_заряда.
Ток_заряда*двенадцать (коэффициент 1,2-1,3)=время_в_часах.
Заряжать можете от источника СТАБИЛИЗИРОВАННОГО ТОКА. Или контролировать "слюнями" (шутка) температуру заряжаемого... Выше 50-60 градусов - рискуете убить акк (У Кадмия необратимые процессы "стартуют" при 60-65 градусах по Цельсию)...
Хотя фирма SANYO говорила о нагреве до 60 градусов. Но! Мы же дети Менделеева - поэтому помним, что "около 60 градусов" для Кадмия - "не есть хорошо". Думаю, тут проблем - "Нихт!".
ХРАНИТЬ КАДМИЙ - СТРОГО РАЗРЯЖЕННЫМ ДО 0,8-0,85В НА ЭЛЕМЕНТ! Иначе, ловИте эффект памяти и фсё... Акк на помойку.
2. Металл-гидрид.
Здесь уже немного веселее... Эти акки более нежные, нежели Кадмий... Но и более "злые".
Зарядка: Те же 0,5-0,7 ёмкости, но можна и 1 ёмкость, в зависимости от производителя. Та же SANYO выдавала "на гора" акки этой формулы до тока зарядки, равным 3м ёмкостям. Были безумно дорогие. Я их не пользовал, но видел... (крутой, да? )
Токоотдача меньше кадмия, но зато:
- для малоточной аппаратуры - самое то (DECT-телефоны, борт-питание нитро/бензо моделей, питание аппаратуры)...
ХРАНИТЬ ЗАРЯЖЕННЫМИ!!!
Разрядка не более, чем до 0,85-0,9В на элемент, нежели 0,8В у Кадмия... Эту грань надо соблюдать!!!
Ну вот... Пришли к "нашим", литиевым...
Итак, их есть:
1. Li-Ion. Вы их каждый пользуете в своих "тамагочах" - сотовых телефонах.
ПЛЮСЫ:
- отработанная технология производства;
- большое распространение;
- как правило, встроенный в акк сотового "детектор" перезаряда;
- низкие токи потребления в большинстве случаев.
Это нисколько не умаляет эту формулу в виде "к применению".
Просто так сложилось, что они "силовыми" не стали...
МИНУСЫ:
- Не "любят" низких температур;
- Умирают от переразряда.
2 Наши любимые ЛИТИЙ-ПОЛИМЕРы[/b]
МИНУСЫ всё те же, что и у литий-иона...
ПЛЮСЫ:
Терпят зарядный ток до 2-3-4-5-8 ёмкостей!!! Пример?
Аккумуляторы HYPERION G3 или HYPERION G4 - держат МИНИМУМ 5-ти кратный ток заряда! Только цена... в 200-250 баксов за 8,4В батарею ёмкостью 5000мАч... - извините, это перебор! Почему? Поймёте ниже...
Другие брэнды, а-ля Turnigy, Zyppy, Rhino etc. - держат токи до 2х ёмкостей по заверению производителей.
В реалии, зарядка 5Ач аккума за 1 час - не так уж и долго, если проводишь это на нормальной зарядке..
Во-первых, данные акки (извините, слэнг будет, но понятный), менее требовательны к режиму зарядки.
Рассмотрим их:
1. "Старый" добрый Литий-Ион (Li-Ion). Вы все его знаете, если не живёте в каменном веке. Ибо эти аккумуляторы "живут" в Ваших "тамагочах" - сотовых и DECT-телефонах.
Что мы можем сказать про литий-ион? - "Это удел быт-техники", хотя и туда лезет "полимер"...
2. Литий-полимер. На сегодняшний день - самый прогрессирующий тип литиевых аккумов.
В принципе, всё описано выше.
ГЛАВНОЕ, НЕ РАЗРЯЖАЙТЕ НИЖЕ 2,75В НА ЭЛЕМЕНТ БАТАРЕИ!!!
3. Литий-фосфатный, он же LiFePO4.
Лишён недостатков предыдущих "литиевых", стоИт дороже, не боится мороза, но... Напряжение на элементе не 4,1 (литий-ион) или 4,2 (литий-полимер) а 3,6В!!!
При этом он позволяет:
- заряжать его токами от 5-ти ёмкостей (не хило,да?);
- "не имеет" эффекта памяти (ну мы помним про Менделеева);
- и имеет токоотдачу "в базе" порядка 35-40 ёмкостей....
Фу-у-у-ххххххх....
Ну вот, вроде рассказал про аккумуляторы...
ДАЛЬШЕ - КАК ЗАРЯЖАТЬ...
Добавлено (18.12.2010, 09:50)
---------------------------------------------
Итак, новый раздел:
ЗАРЯД (РАЗРЯД) АККУМУЛЯТОРОВ:
В данном разделе мы постараемся со всей серьёзностью отнестись к самому важному этапу в жизни аккумулятора у шаловливого или не очень пользователя.
Итак, смотрим на способы зарядки-разрядки:
1. Никель, во всех его реинкарнациях.
ЗАРЯД:
В двух словах, эти акки заряжаются от стабилизированного источника тока, т.е. на напряжение мы смотрим свысока, главное зарядный ток.
Здесь есть несколько мнений (а их, как правило, два):
- напряжение заряда должно соответствовать максимальному напряжению аккумулятора;
- Напряжение? Да хрен на него!
Лично я склоняюсь ко второй версии. Ибо, реально, напряжение не оказывает влияния на акк.
Я может, неправ, но.... (спор открыт). Ибо вспомните зарядки "от сети", где 220В "шарахают" по нашим советским Д-09 (вроде).... Вот вам и напруга...
Если вы являетесь приверженцем или апологетом именно никелевых аккумуляторов (кадмий, гидрид - не важно), то вам нужно использовать т.н. "конденсер", да-да, именно так он и называется. Приведу его потом, в "Устройствах".
Самое главное в заряде "неизвестного" никелевого акка - поймать так называемый "дельта-пик". Это такая хреновина в виде "горба" на вольт-амперной характеристике заряда, где РЕЗКОЕ возрастание напряжение ТУТ ЖЕ падает - т.е. "горка" в напряжении, т.е. дельта... - разница в напряжении.
У КАДМИЯ дельта-пик порядка 6-7-8-10 миллиВольт на элемент;
У ГИДРИДА - порядка 3-4-5-6 миллиВольт...
Это один из параметров, по которым отслеживают заряд этих аккумуляторов.
Так же их "следят" по закачанной ёмкости, и по времени заряда, и по температуре.... Как правило, при повышении температуры уже "пройден и не отловлен" дельта-пик....
Я лично, заряжаю никелевые "по температуре". Отсечка настроена на +50 градусов.
РАЗРЯД:
Тут тоже две версии, но они отличаются не мнениями, а химией:
- КАДМИЙ: Разряжаем до 0,8-0,85В на элемент. ТАК И ХРАНИМ!!! Иначе "Менделеев" и память;
- МЕТАЛЛГИДРИД: Разряжаем до 0,9В. ХРАНИТЬ ЗАРЯЖЕННЫМ!!! Иначе опять же "Менделеев" и память (хоть и несравнимо меньшая).
Дальше продолжим про литиевые... Пальцы устали стучать по клавиатуре.. И там, опять, будет бОльшая часть - там интересней!
Добавлено (24.12.2010, 16:26)
---------------------------------------------
2. Литий.
Данный тип аккумуляторов заряжается от источника стабилизированного напряжения.
В общем-то, это и вся разница между методами заряда аккумуляторов.
Остановимся поподробней на особенностях лития при заряде.
2.1. Литий-ион.
Применяется в основном, в сотовых телефонах. В моделизме я лично не встречал. Но вроде есть.
Параметры заряда:
Ток заряда: 0,5-1,0С, где С- CAPACITY (Ёмкость).
Напряжение: 4,1В на элемент.
Токоотдача: Порядка 10-ти ёмкостей.
2.2. Литий-полимер.
Наиболее распространённые в мире моделей.
Параметры заряда:
Ток заряда: 0,5-5,0С, в среднем 0,5-2,0С (Все Turnigy, Zyppy etc.), 0,5-5,0C (Hyperion G3, G4; Turnigy NanoTech).
Напряжение: 4,2В на элемент.
Токоотдача: от 20 до 50 ёмкостей.
2.3. Литий-фосфат.
Новинка. Говорят, не обладает эффектом памяти, держит зарядные токи до 10-20 ёмкостей. По величине напряжения очень близки для составления аналогов Никелевых 5-ти баночных батарей. Привлекают ДВС-ников необязательностью БЭКа.
Параметры заряда:
Ток заряда: 0,5-10(20)С.
Напряжение:3,6В на элемент.
Токоотдача: те же 20-50 ёмкостей.
ГЛАВНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ заряда литиевых аккумуляторов является необходимость использования балансира - устройства, отслеживающего напряжение на каждом элементе батареи и не позволяющее напряжению "упрыгать" выше 4,2В на элемент.
Дальше будем рассматривать зарядки.
П.С. Или задавайте свои вопросы, буду отвечать по мере своих знаний.